С момента принятия и опубликования указанного нормативного акта, на политической арене и, как следствие, - в общественной плоскости начал стремительно расти уровень напряжения по отношению к представителям Министерства и других должностных лиц, причастных к принятию Плана мероприятий.
Причинами, согласно месседжей, обнародованных рядом лиц, являются:
закрепление ответственности по защите прав и свобод граждан на временно неподконтрольных территориях Донецкой, Луганской областей в Плане мероприятий по Украине, а не по странам-агрессором;
непризнания оккупации этих территорий Российской Федерацией, ведет к попытке реализации «приднестровского» варианта на территории Украины и др.
С целью четкого понимания действий, последствий и причинной связи в сложившейся ситуации, были проанализированы положения Плана мероприятий и их потенциальное значение как для населения отдельных районов Донецкой и Луганской областей, так и Украины как государства в целом.
Итак, в рамках 14 направлений План объединил в себе следующие задачи:
снижение уровня коррупции среди представителей силовых структур, обеспечивающих установленный режим пересечения линии соприкосновения гражданами и перемещения товаров через линию соприкосновения;
обеспечение возможностей для граждан, проживающих на неподконтрольных территориях, приобретать товары первой необходимости;
содействие получению лицами, проживающими на неподконтрольной территории, медицинской и другой помощи, лекарственных препаратов, лекарств, медикаментов для лечения туберкулеза, сахарного диабета и ВИЧ-инфекции / СПИДа;
защита детей, находящихся в зоне боевых действий и вооруженных конфликтов, и детей, пострадавших в результате боевых действий и вооруженных конфликтов;
обеспечение возможности граждан получать отдельные социальные услуги на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия и в населенных пунктах вблизи линии соприкосновения;
урегулирования на законодательном уровне правоотношений между органами ДФС и юридическими лицами, которые платят налоги на подконтрольной территории, но производственные подразделения которых расположены на неподконтрольных территориях, и урегулирования особенностей хозяйственной деятельности в целом;
создание благоприятных условий для предоставления административных услуг на указанных территориях;
организация и осуществление выплаты заработных плат, которые осуществляют законную хозяйственную деятельность на неподконтрольной территории, при условии соблюдения ими требований по противодействию финансированию терроризма и недопущения действий, направленных на изменение границ или территориальной целостности Украины (например, ОАО «Укрзализныця»);
обеспечения права на свободный доступ к образованию всех образовательных услуг с целью получения документа об образовании государственного образца;
обеспечение доступа к информационным продуктам Украины и мира на неподконтрольной территории с помощью радио, телевидения, печатных средств массовой информации, с использованием Интернета;
содействие созданию единого культурного пространства Украины;
поддержание постоянного диалога непосредственно между различными группами граждан на подконтрольной, неподконтрольной территориях и линии соприкосновения;
установление отношений взаимной религиозной и мировоззренческой терпимости и уважения между гражданами.
Так, Планом предусматривается, например, организация надлежащего функционирования оптимального количества гуманитарно-логистических центров вблизи контрольных пунктов въезда / выезда через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей; предоставление гражданам психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, юридических, информационных социальных, образовательных услуг, услуг по трудоустройству на контролируемой территории; содействие беспрепятственному прохождению гуманитарных грузов гуманитарных организаций через линию соприкосновения; обеспечение осуществления мероприятий по противодействию торговле детьми во время вооруженного конфликта; обеспечение сохранения культурной, национальной, религиозной идентичности и ряд других не менее значимых активностей.
Также важно выделить такие пункты, как, например, урегулирование правоотношений между органами ДФС и юридическими лицами, производственные подразделения которых расположены на неподконтрольных территориях. Необходимо отметить, что речь никоим образом не идет о пособничестве и поддержку представителей незаконных вооруженных формирований. Данное мероприятие направлено на либерализацию налоговых требований для предприятий, учреждений, физически по определенным причинам не были эвакуированы с неподконтрольной территории, но именно юридически были перерегистрированы в контролируемых Правительством населенных пунктах, продолжают работать на пользу Украине и платить налоги в государственный бюджет Украины согласно требованиями национального законодательства.
Предусмотрены меры не являются, конечно, панацеей от всех существующих проблем и имеют ряд технических несовершенств, но в целом они направлены на достижение конкретных правозащитных целей и подпитывают надежду на практическое улучшение уровня жизни лиц, находящихся на неподконтрольных территориях Донецкой, Луганской областей.
Выглядит противоправно и угрожающе? Не уверена.
Считаю нужным отметить, что Украина продолжает сохранять суверенитет над временно оккупированными и неподконтрольными территориями и поэтому должна выполнять свои негативные и позитивные обязательства по отношению к своим гражданам, проживающих на таких территориях. Украина должна четко отделять вопрос восстановления территориальной целостности и вопросы защиты прав и свобод своих граждан. Обеспечение и восстановление прав человека и гражданина является безоговорочным обязанностью государства и никоим образом не влияет на переход оккупированных и неподконтрольных территорий под суверенитет государства-агрессора.
Поэтому призывы об отзыве ответственности Украины за защиту прав, свобод, защиту жизни, здоровья и сохранность имущества лиц на территории Крыма и оккупированного Донбасса ошибочно позицией как со стороны национального законодательства, так и со стороны международно-правовых норм.
Не только бурлящие в медийном пространстве странные лозунги на данном этапе демонстрируют кардинально противоположную позицию. В 2016 году депутатами парламента был разработан и зарегистрирован проект закона Украины о временно оккупированных территориях, где предлагается определить статус неподконтрольных территорий Донецкой, Луганской областей как временно оккупированных. Инициативная имела многообещающий характер, но основной несовершенством данного документа является то, что его авторы всеми силами отстаивают транспортную и гуманитарную блокаду оккупированных территорий, отказ от ответственности за защиту прав и свобод на таких территориях. Поэтому необходимо разработать альтернативный законопроект, который был бы направлен именно на интересы человека, а не на территории.
На примере Крыма практика показывает, что унизительное отношение государства к людям на оккупированных территориях, игнорирование их потребностей и ограничения прав, в частности права на достойное перемещения вследствие оккупации \ вооруженного конфликта, никоим образом не будут способствовать проведению успешной кампании по восстановлению контроля Украины над ее незаконно захваченными территориями и реинтеграции пострадавшего от конфликта населения.
Подводя итоги, хотелось бы сделать акцент на еще одной позиции, которая в данном контексте может считаться ключевой. Руководящими принципами ООН по вопросам внутреннего перемещения внутри страны (Принцип 5), которые считаются базовым международным документом в сфере обеспечения прав и свобод ВПО, закрепляется обязанность всех органов власти и международных организаций при любых обстоятельствах выполнять и обеспечивать выполнение своих обязательств по международному праву, включая правозащитное право и гуманитарное право, с тем чтобы предотвращать и избегать возникновения ситуаций, которые могут привести к перемещениям лиц.
Но протест против Плана мероприятий и настойчиво пропагандируемая частью политического истеблишмента изоляция лиц на неподконтрольных и оккупированных территориях Украины от законных механизмов реализации и восстановления своих прав, а также от участия в общественной и политической жизни страны своего гражданства, наоборот, приведет в дальнейшем исключительно к росту числа переселенцев, динамической маргинализации указанных категорий лиц и катастрофической уныния в верховенство права в рамках украинской действительности.
И теперь пора определиться, что для нас на самом деле План мероприятий: # измена или все же # победа? От ответа будет зависеть не только судьба конкретных людей, но и судьба украинского суверенитета, демократии и социальной ценности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий